Мебельная фабрика РАдеРА
Телефон +38 (050) 353 27 36
Адрес г. Киев, ул. Аэродромная, 11
E-mail 4989407@gmail.com

Маркетри современное 

Маркетри - это не расчертить, разграфить (фр.) как написано в Википедии, а оттуда попало на все сайты связанные с данным направлением мебельного декора.

Маркетри это три-четыре раза подумать и один раз отрезать. А если по чесноку, то маркетри - это титанический труд, педантично-скрупулезный, ежедневный, с утра до вечера, иногда до ночи, а иногда опять до утра - огромный труд.

Маркетри - это много, много, много работы. Работы требующей терпения, работы требующей усидчивости, работы требующей таланта художника, работы требующей огня маркетриста. И без этого огня никуда! Потому что если ты не горишь этим делом, если ты не влюблен в дерево, в деревянную мозаику всей Душой, то это дело не для тебя. Потому что и так тяжело, а если без огня и без Души, то вообще делать нечего.

И так - Маркетри - это такое испытание, которое проходит только один из 10 художников. И я знаю, о чем говорю, потому что мастерской маркетри Радера в этом году исполнилось 10 лет, а это немалый срок.


Теперь официальная версия истории маркетри и интарсии одобренная на Радера.

Термин маркетри пришел к нам из Франции(marquetry), составляют его корни двух слов marque: размечать, сортировать, складывать и try - дерево), на наш язык переведем как - деревянная мозаика. А во Францию деревянная мозаика пришла из Голландии ( intarsio и также состоит из нескольких схожих слов: в дерево вставлять, врезать).

Эскиз, чертеж, подбор материала (шпона), направление волокон никто не отменял. По прежнему нужен эскиз-проект, или по другому дизайн-проект. Без чертежа по прежнему никуда, и не имеет значение вручную собирается конкретная рубашка или режется на плоттере. Собрать несколько видов шпона в гармоничное сочетание, та еще работка. Ну и конечно же учесть пожелания заказчика, как же без этого.


Анекдот от мебельщиков

Кабинет дизайнера мебельной компании.

На стене висит плакат с верблюдом.

Внизу подпись - это лошадь.

Еще ниже приписка:

Да это лошадь, сделанная с учетом всех пожеланий заказчика.

P.S.:  Я этот плакат видел своими глазами. И, я думаю многие из вас видели эту лошадь.


Роскошь мировых империй.

Голландия начала XVII века была одной из держав претендовавших на мировое господство. Она вела колониальные войны во многих частях света, обладала мощнейшим на то время торговым и военным флотом, в столичные порты регулярно приходили галеоны груженые серебром и золотом, а потому обязана была сверкать великолепием и роскошью. В результате востребованость в производстве изысканных, дорогих и элегантных вещей способствовала развитию ремесел и тонкой художественной отделки в архитектуре, мебели, мебельном декоре, живописи, оружии, одежде. До сих пор сохранилось более миллиона полотен "старых голландцев"тех времен. Такая мода была, и приходилось соответствовать.

Из треснувшей королевской казны золотой водопад полился на дворян и ремесленников. А от них на всех остальных. Даже зажиточный крестьянин мог заказать свой портрет художнику. А самым модным было конечно заморское, невиданное.

Голландские каравеллы и галеоны, бороздившие на то время все океаны, начали привозить древесину экзотических пород, а уж местные умельцы - мастера мебельных дел знали свое дело и рассмотрев богатство фактуры и цвета заморской древесины, уже делали специальные заказы на "красное дерево". Французский королевский двор имея природное пристрастие к роскоши и к мировому господству также был впечатлен роскошью отделки мебели голландскими мастерами и с размахом перенес искусство инкрустации на благодатную почву Франции.


Секретер украшенный деревянной мозаикой в технике маркетри: черное дерево, ножкт в виде бронзовых фигур девушек
Письменный стол времен Людовика XVI палисандр, бронзовое литье, позолота

Маркетри в древней истории. Первый расцвет.

Но это уже можно назвать современной историей, по сравнению с тем на какие глубины прошедших веков могут заглянуть археологи. Благодаря раскопкам удалось обнаружить, что техника инкрустирования мебели бронзой, золотом, слоновой костью и цветным стеклом была широко распространена в таких колоссах былой эпохи как Ассирия и Вавилон. О расцвете этого искусства рассказывают поэты древности: Павсаний, Аристофан и Еврипид, а легендарный Гомер в "Одиссее" подробно описывает процесс изготовления деревянной мебели: ложа (кровати), стола и дверей из маслины, богато инкрустированных золотом, серебром и слоновой костью. Я уж не говорю про Египет, у фараонов все было по взрослому.

Трон фараона украшенный инкрустацией и резьбой, покрытый золотом

Декоративные свойства инкрустации.

Главное декоративное достоинство маркетри состояло в том, что мозаика выполненная из дерева, и заметим по большей части конечно же из заморского дерева, была на пике текущего тренда. Само собой, что мастера той эпохи используя это декоративно-прикладное искусство маркетри творили реальные шедевры. И несмотря на определенные, свойственные дереву ограничения в цветовой гамме, мастерам удавалось создавать богатые по колориту композиции, которые в тонкости нюансировок могли соперничать с живописными произведениями. Это стало возможно благодаря усовершенствованию инструментов и расширению диапазона применяемых пород древесины за счет освоения флоры стран Востока, Африки и Америки.


Основные материалы для маркетри.

Существует две принципиальные разновидности шпона: строганый и лущеный. Лущение массива дерева позволяет делать шпон из корней дерева и благодаря внедрению данной техники были получены материалы для фанеровки, ранее не известные мебельным мастерам. Если разрезать корень дерева, то мы увидим яркий фактурный фрагмент, но проблема в том, что массива корней, в пригодном для производства мебели виде, не бывает, а шпона из небольшого куска корня редкого дерева можно получить достаточное количество для облицовки фасадов комплекта мебели. С тех пор как был изобретен лущильный станок и был распущен первый корень, явив собой богатство и кучерявость фактуры и цвета получившегося материала, с тех самых пор и загорелись глаза у первого мастера краснодеревщика, и зачесалась шершавая ладонь на левой, обильно покрытой волосяным покровом руке в предвкушении хорошего барыша. И не ошибся мастер, и чутье его правильно сработало, и все у него сложилось хорошо. Кстати, глаза у краснодеревщиков горят до сих пор.

Секретные техники маркетристов.

А чтобы еще более разнообразить живописный эффект и достичь наибольшей контрастности и реалистичности изображений, мастера применяли множество специфических приемов: протравливание солями металлов, гравировку, объемный поджиг и подкрашивание отдельных деталей, в некоторых случаях эти техники и их комбинации позволяли экономить дорогой шпон корня экзотической породы.

Маркетри и паркетри.

Наиболее типичными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные и растительные узоры, архитектурные пейзажи, изображения трофеев или музыкальных инструментов, а также жанровые сценки. Появление геометрических узоров для маркетри связывают с именем французского мастера XVII века Жана Масе. Помимо мебели он изготавливал паркетные полы. Один из таких полов (parquet marquetry), украсивший Palais-Royal и поразивший весь Париж, был заказан королевой Анной Австрийской. С тех пор термин "паркетри" (parquetry) ассоциируется с декором полов, а для мебельного декора оставлен термин "маркетри" (marquetry). Предполагается, что в то же время широкое внедрение в отделку французской мебели цветочных мотивов, связано с деятельностью знаменитого краснодеревщика Пьера Голля, работавшего при короле Людовике XIV на фабрике Гобеленов.

Второй расцвет маркетри.

Своего второго расцвета искусство маркетри достигло в Европе в эпоху Возрождения. В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Впервые стали появляться изобразительные мотивы - виды улиц, площадей, изредка с человеческими фигурами, композиционно расположенными в продуманном перспективном изображении. Цветочные вазы, книги, музыкальные инструменты, выполненные в наборном дереве, были единственным примером натюрморта в итальянском искусстве того времени. Но постепенно темы расширялись, от историко-религиозных, до различных сюжетов из области повседневной жизни. В 1477 году во Флоренции существовали 80 мастерских интарсиаторов (маркетристов), в которых творили крупнейшие мастера и работало несчетное количество безымянных подмастерий, на долю которых как мы понимаем и приходилась львиная доля ручного кропотливого труда.

Мастера маркетри прошлого.

Во Франции, декор выполненный в технике маркетри, широко применяли для украшения интерьеров, а это стеновые панели, деревянные лестницы и колонны, входные и межкомнатные двери, наверное правильнее будет ... как бы это правильно назвать, во дворцаз скорее не комнаты а покои, залы, спальни. В общем для внутренних помещений двери. А также, естественно, для инкрустации мебели.

Славу лучших мастеров заслуженно поддержали Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер. Они использовали экзотические породы дерева в разработке панно, в виде пейзажей, букетов цветов, аллегорических изображений. В свое время эскизы для мебели делали великие Сандро Боттичелли и Филиппо Липпи, а имена Андре Шарля Буля и Давида Рентгена в свое время были известны как имена лучших мебельных мастеров Европы, удостоившихся чести работать по заказу королевских особ.

Стиль Буль.

Андре Шарль Буль (французский мебельщик-краснодеревщик, придворный мастер Людовика XIV) являлся одним из известнейших мебельщиков того времени, который использовал в своих работах элементы в стиле маркетри, применив наряду с разными по тону и текстуре породами дерева также медь, бронзу, олово, слоновую кость, панцирь черепахи, перламутр.

Мебель Буля покрывалась сплошным декоративным узором, в котором сочетались: золоченая бронза, медь, латунь, цинк, свинец, олово, серебро с темными пластинками черепахового панциря.

Чтобы обогатить плоскость, Буль оставлял под полупрозрачными черепаховыми пластинками красный фон, металлические элементы покрывал тончайшей гравировкой. Инкрустации Буля, созданные по его же рисункам, отличаются неистощимой фантазией растительных композиций. Конечно, он не был первым французом, который занялся восхитительным искусством маркетри, и даже не стал изобретателем специфического типа инкрустации, которая неразрывно связана с его именем - стиль Буль, но никто до него и мало, кто после него использовал искусство маркетри настолько профессионально и изысканно.

Этот вид инкрустации впоследствии применяли другие мастера для декора деревянных изделий. Такими наборами, например, украшены двери зала Леонардо да Винчи в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. А в Германии в конце XVIII в. безукоризненной техникой маркетри прославился Давид Рентген. Выполненные в соавторстве с Михаилом Руме, его панно хранятся в Вене, в Музее художественных ремесел, в музеях Санкт-Петербурга, во дворцах Гатчины, Павловска, Пушкина. В другие страны, в том числе и в Украину, техника маркетри пришла в более поздний период, в XVIII веке. Первые опытные работы относятся к петровскому времени, когда начали появляться наборные паркеты, так называемые - паркетри (parquetry). В это время стиль маркетри обогащается новыми техниками, начинает применяться травление и прокраска дерева, работы дополняются обжигом и гравировкой, что в значительной мере расширило изобразительные возможности. Знаменитые мастера стиля начали выполнять нe только мозаики орнаментального типа, но и пейзажи, сюжетные композиции, в это время маркетри превращается из ремесла в искусство.

Маркетри сегодня. Третий расцвет.

В наше постиндустриальное время этот старинный стиль инкрустации оживает, пускает здоровые ростки и я думаю, мы станем свидетелями его нового "третьего" расцвета на наших необъятных просторах в современных дворцах и усадьбах, потому как "красиво жить не запретишь". Например в Европе данная техника и традиция инкрустирования фасадов мебели, стеновых панелей и столешниц не прерывалась на столь долгий период, как у нас и относится к одной из составляющих, для создания классического интерьера, а как известно, классика всегда в моде. В Европе данная традиция никуда не исчезала и хотел написать благополучно дожила до наших дней, да не получилось, не так все просто. За последние пол-столетия техника маркетри подверглась "глобализации, индустриализации, автоматизации" и в Европе под этим давлением из неё был выхолощен живой дух, человек максимально отодвинут от процесса и всем теперь заправляют машины: лазеры, автоматы, роботы. В работах итальянцев, испанцев, французов, сегодня нет жизни. На Украине же, при нашей технической отсталости, я полагаю еще лет пять можно будет заказывать чудесные вещи с инкрустацией в технике маркетри в ручном исполнении.

Отделку фасадов мебели, стеновых и потолочных панелей наши киевские краснодеревщики начали осваивать с середины 90-х. Конечно этот столетний пробел с ходу не заполнишь технологиями и роботами. Поэтому многие работы выполняются по старинке, вручную, художниками маркетристами, а чаще маркетристками, так как в основном это художницы. И я думаю это правильно и где-то даже к лучшему. На международных выставках производителей мебели с нашим участием, невозможно отогнать от стенда итальянцев и французов, которые по три раза приходят посмотреть на настоящее маркетри.

(Текст писался десять лет назад, так что особо на это не расчитывайте, господа. За это время мы тоже подтянулись технически. Что можем гарантировать, так это качественное маркетри).

Картины маркетри

Отдельное слово о декоративных панно в технике маркетри - картинах из дерева. Данное направление позволило открыть несколько талантливых самобытных художников. При работе по проработанным дизайнерами эскизам свой почерк не приветствуется, а здесь мы наоборот поощряли авторский почерк: и в сюжете, и в исполнении. Именно такой подход позволил выявить и некоторые декоративные особенности восприятия цельных картин, и сюжетных линий на больших плоскостях и на объёмных предметах. Имея многовековую историю маркетри успешно развивается и сегодня. Издавна пользуясь особым уважением среди мастеров-краснодеревщиков, искусство составления мозаики из различных пород дерева и изготовление мебели с такими мозаичными наборами в наше время обрело третью жизнь и вновь на гребне популярности.

Киевская школа маркетри.

Киевская школа маркетри начала ХХI века, унаследовав лучшие традиции и приемы мастеров прошлого, сегодня явила миру целую плеяду талантливых художников: Карпенко А., Коноваленко А., Костюк С., Дмитренко В., Онипченко Ю., Коломиец Л., Малкова И., Мищан Е. 

Изюминкой же киевской школы маркетри является художественный подход к составлению узора, при классическом наборе - узор создается в графической манере. Киевская же школа предполагает составление узора в не в графике, а в живописной манере и далее, для его воплощения начинается так называемая "игра на нюансе", или на переходе тона дерева от темного к светлому.


Сочетание маркетри с резьбой.

Хочу обратить внимание на работы мастера резца и рубанка Сергея Костюка - его особая манера живописи перенесенная на дерево, философская глубина сюжетов часто поражает воображение. Но фишкой данной техники есть комбинация техники объемной художественной резьбы с техникой маркетри в одном изделии. Это открывает новую грань декоративно прикладного искусства, рабочее название данного стиля "Небесні Коники". Увидеть эти прекрасные панно можно в нашей картинной галерее. Сочетание техники маркетри с резьбой. Картина из дерева в технике маркетри "Весенняя любовь". Панно "Весенняя любовь", фрагмент его перед Вами, хороший пример работ из данной серии, здесь удачно сочетается маркетри, накладная резьба, фрагменты живописи - листья вечно-золотого дерева врезаны в фон девственно чистыми из белого клёна, а затем методом тампования превращены в золотые. Также на раме присутствует оригинальная, в этническом стиле, инкрустация поделочными камнями.

Витражи маркетри. Маркетри на стекле.

Следующее направление развития искусства маркетри - это совсем недавняя придумка, кстати придумана во Франции и заключается в поклейке мозаики набранной из дерева на стекло. Каждый фрагмент мозаики уникален, дает свой отенок света и теплоты впитанной от солнца. Кроме этого узор на каждом срезе дерева так же уникален как отпечаток человеческого пальца. Поэтому изделия с такой мозаикой являются уникальными и неповторимыми. И подделать их невозможно. При этом получается оригинальный вид витража. Благодаря богатой и естественной фактуре древесины, возникает ни с чем не сравнимое ощущение тепла и уюта в пространстве освещенном таким светильником или витражем. По данной технологии можно делать также витражи на потолки, стеновые панели, обшивать колонны, что уместно в интерьере из дерева и где есть возможность задействовать подсветку изнутри.